Menu
Пуловер с фантазийным узором из кос и шишечек

Пуловер с фантазийным узором из кос…

Модный элегантный пулов...

Шапка с широкими косами и большим помпоном

Шапка с широкими косами и большим п…

Модная шапка трендового ж...

Следки черные спицами с ажурным лейтмотивом

Следки черные спицами с ажурным лей…

Черные ажурные подследник...

Квадратный мотив: схема и фото

Квадратный мотив: схема и фото

Простой квадратный мотив ...

Фигурный мотив крючком: снежинка (схема и фото)

Фигурный мотив крючком: снежинка (с…

Фигурный мотив "Снежинка"...

Желтая розочка крючком: схема, описание, фото

Желтая розочка крючком: схема, опис…

Желтая роза связана крючк...

Миниатюрный цветок крючком: схема, описание и фото.

Миниатюрный цветок крючком: схема, …

Как связать миниатюрный ц...

Миниатюрный листочек крючком: схема и описание

Миниатюрный листочек крючком: схема…

Миниатюрный листочек вяже...

Как связать тесьму из рогаток: описание, схема и фото

Как связать тесьму из рогаток: опис…

Изящная тесьма, связанная...

Как связать тесьму в арочках на цепочке из воздушных петель: описание, схема и фото

Как связать тесьму в арочках на цеп…

Тесьма, связанная крючком...

Prev Next
Вы находитесь здесь:Главная>Психология>Лень – порок
A+ A A-

Память ребенка: особенности развития Избранное

pamyat-rebenka-osobennosti-razvitiya pamyat-rebenka-osobennosti-razvitiya

Память важна для развития познавательного процесса и обучения ребенка. Если в этой сфере наблюдаются проблемы, то тревога родителей вполне обоснована.

При этом весьма важно понять, в чем именно суть проблемы. Тогда помощь ребенку будет оказана легко и своевременно.

 

Не успели сказать, а он уже забыл

«У моего внука буквально: в одно ухо влетает, из другого вылетает. Совсем ничего не запоминает!» Как правило, такие жалобы высказывают в отношении каких-либо установленных правил, а относятся они детям дошкольного возраста, достигших 3-5 лет.

«Я же минуту назад тебе напомнила, что нужно поздороваться! Почему не выполнил?» - «Забыл!» «Договорилась же, что ты будешь молчать, когда беседуют взрослые. Зачем встрял?» - «Не вспомнил!»

Сделать вывод о том, что память у ребенка плохая нельзя, несмотря на то, что подобные ситуации носят регулярный характер. Малыш вполне мог перенять манеру взрослых ссылаться на память, когда им это выгодно.

Если бы кроха сказал: «Не желаю здороваться, потому что после этого взрослые пытаются схватить меня и поцеловать, приговаривая «Ой, как же ты подрос!»» - мама бы просто так не отстала. Принялась бы внушать, как важно владеть умением вежливости, правильно вести себя, демонстрировать хорошее воспитание и так до бесконечности…

А возможно и вовсе наказала бы со словами «сколько можно семью позорить!» А, когда забыл, шум поднимать не из чего. Малыш же не специально сделал, такое с каждым бывает.

Однако забывчивость может распространяться и на прочие ситуации. Вечером почитали сказку, а как ее героев зовут кроха запомнить не смог. Только что рассказывали стишок, а он и строчки вспомнить не может. В этих случаях действительно просматривается проблема с памятью.

Дети без проблем со здоровьем даже в младшем дошкольном возрасте способны прекрасно удерживать словестные инструкции, запоминать стихи и сказки. Естественно, при условии, что они соответствуют их возрасту.

Для малышей информация для запоминания должна быть достаточно простой и четкой. «Возьми из ящика листочек бумаги, сложи его пополам и нарисуй цветочек». Трехлетний малыш точно достанет листок, а вот, что с ним сделать, возможно, забудет. Такая инструкция для него сложна, потому что длинная.

Эмоции у детей, тем более маленьких, играют важную роль при запоминании. Они, прежде всего, запоминают самые яркие моменты из рассказов, стихов или сказок. Другие же события и герои могут не удостоиться внимания и будут забыты.

Поэтому во время рассказывания или чтения ставить акценты на важных деталях, выделять их интонацией или делать уточнения («Как же тут помощника зовут?»). Однако делать это нужно не часто, иначе чтение не доставит удовольствия, а интерес к нему у крохи пропадет. А, значит, дополнительные возможности, способствующие развитию памяти, существенно уменьшатся.

Другие малыши в этом возрасте…

Разница в развитии детей становится очень заметной к 5-6 годам. Именно в этом возрасте родители испытывают беспокойство. Еще чуть-чуть и в школу: уроки, ответственность, а чадо по двадцать раз переспрашивает про одно и то же.

Естественно, память – весьма важный аспект, показывающий готовность к школе. Но недостаток ее развития в 5-6-летнем возрасте вовсе не свидетельствует о том, что ребенок весь школьный период будет отставать от сверстников, испытывая трудности с обучением.

Вполне возможно, что развитию памяти ребенка уделяли недостаточно внимания. Ведь есть же, например, родители, увлеченные идеей естественного воспитания. Они полагают, что малыш должен воспитывается вне садика, ему не требуются логопеды и психологи, телевизор и компьютер. Они искренне считают, что живя за городом, у детей есть возможность играть на улице, быть в единении с природой.

А когда настает пора идти в школу, оказывается, что малыш отстал от детей своей возрастной группы. Родители недоумевают, ведь их дети получали естественное развитие, без вредного увлечения телевизором и компьютером. Хорошо, если рядом окажется понимающий учитель, и согласиться провести дополнительные занятия, способные ликвидировать пробелы, образовавшиеся в результате перегибов с естественным воспитанием.

Конечно, помять развивается самостоятельно, в процессе повседневных ситуаций и ежедневного общения. Однако без специальных тренировок и навыков не обойтись. У малыша 4-5 лет происходит смена процесса запоминания.

Память, освобождаясь от одной опоры только на восприятие, становится смысловой. Малыш входи в период осознанного управления своей памятью. При этом ему не поддаются приемы запоминания, если в этом у него не возникает необходимости.

Вот почему заботу об этом должны взять на себя родители, особенно, если кроха не ходит в садик (там такие занятия обязательная часть образовательной программы). Дома необходимо проводить интересные упражнения, направленные на развитие памяти.

Хороши для этой цели игры, чтение по ролям, разыгрывание сценок. При этом важно, чтобы сам малыш не знал для чего мама и папа это делают. Для него это должно быть увлекательной игрой, а не обязательными уроками.

Так же не нужно обсуждать при крохе проблемы памяти, вызывающие опасения. Не стоит заострять внимание на том, что за его успехами следят и оценивать его возможности. Это посеет в малыше тревогу, а стимул к улучшению памяти у него снизится.

Малыш помнит все то, что помнить ему не надо

Все родители, разумеется, сталкиваются с ситуациями, демонстрирующими особенности произвольной и, конечно, непроизвольной памяти. Дети нередко, какой-нибудь стишок, рекламную паузу или шутку явно не детские схватывают, как говорится, на лету. Зато песенку про весну никак не выучат.

Причина подобной избирательности кроется в разном отношении к запоминаемому. В первом случае нужная мотивация возникает буквально ни откуда, сама по себе: такое необычное сочетание слов, все окружающие, услышав их, засмеялись – несомненно, надо повторить.

Во втором о мотивации необходимо позаботиться родителям. Особенно, если слов множество и они трудны для запоминания. Причем создать мотив совсем несложно, главное, что бы он обладал позитивной окраской.

Мамочка жалуется: «Дочке всегда очень тяжело заучивать стишки к утренникам. Не любит она такое занятие. Трачу время на уговоры и обещания подарка за выступление. Бабушка, посмотрев однажды на подобное занятие, изрекла: «Это не дело. Приведите-ка ее ко мне на выходные. Я с подругой чаевничать буду, она 30 лет в садике отработала. У нее и медведь поэму выучит!» Мы дали согласие, о котором приходится сожалеть. Анечка стишок выучила, но на сцену так и не вышла, на утреннике у девочки началась тошнота. И теперь Анюту совсем невозможно уговорить, где-либо участвовать. И запоминать что-либо перестала совсем».

Детвора по-разному реагирует на мотивы-угрозы. Безусловно, есть те, кто после сказанного «Не справишься, не возьмем на пикник» (правда, такой способ убеждения, отнюдь не должен стать ведущим: с данной установкой ребенок будет учиться избегать неудачи, а не ориентироваться на успех) быстренько запоминают нужное. А есть, те, что от столь жесткого мотива дезорганизуются совсем, в них вселяется страх.

Это же относится к сверхсильным мотивациям. Малышу совсем не страшно, а, наоборот, он страстно желает сделать именно то, о чем сказали. «На утреннике будет вся семья. Каждый захочет тебя сфотографировать. Уж ты не подведи, ведь зал полон народу будет».

Эта мотивация помеха для всех процессов памяти: запоминания, сохранения и воспроизведения. И, кстати, забыванию (еще одному безусловному процессу памяти) тоже. Выступая на сцене, часть забыл, кое-что перепутал, зато потом долгие годы из головы эта речь не уходит. Заседает буквально слово в слово.

Может быть это возрастное

Взрослые зачастую полагают, что с возрастом память у детей ухудшается. «Катюша в четыре годика пересказывала с точностью до слова целые сказки и рассказы. Воспроизводя все интонации и паузы. Все восторгались ее необычностью. Дедушка с бабушкой ждали от нее проявления удивительных способностей, да и мы, признаться, то же. Отдали Катеньку в школу раннего развития с занятиями музыкой, логикой, литературой и двумя языками. А теперь никаких особых способностей незаметно. И запоминает не больше, чем скажут».

Утверждать, что в 6-летнем возрасте ухудшение памяти наступает вследствие возраста совсем неправильно. Наоборот, и внимание, и мышление, и, разумеется, память, активно развиваются. Ослабляют познавательные способности внешние негативные условия. К примеру, чрезмерные нагрузки. Даже самых увлекательных и интересных занятий может оказаться слишком много. Они могут загнать ребенка в синдром хронической усталости. При этом интерес к происходящему потеряется, а способности ослабнут.

Память может ухудшиться из-за перенесенной психической травмы. Причем случается это далеко не сразу, а спустя время, когда, кажется, что неблагоприятные события минули без следа. Подобные изменения наблюдаются у детей, подверженных постоянным стрессам. Например, частая перемена места проживания или постоянная жизнь в условиях семейных конфликтов, вспыхивающих между взрослыми.

Немалое значение имеет состояние здоровья ребенка. Трудности с запоминанием возникают при невралгических болезнях и недугах уха-горла-носа, всевозможных нарушения, которые сопровождаются болевыми ощущениями. При этом необходимо заниматься лечением основной проблемы – тогда память начнет улучшаться.

Последнее изменениеВоскресенье, 26 Май 2013 07:24

Добавить комментарий

 


Защитный код
Обновить

Наверх